Новые законодательные инициативы жестко наказывают за распространение рекламы против воли человека. Однако, учитывая колоссальные объемы клиентской базы и количество продуктов, реально ли бизнесу вести учет согласий вручную? Нет.

Как не попасть на многомиллионные штрафы, разбирался Максим Али, партнер и руководитель практики интеллектуальной собственности комплаенс-бутика Comply — нашего юридического партнера по продукту «Центр управления согласиями».

Суть последних поправок

6 апреля президент подписал закон об ужесточении ответственности за спам. Принятые в КоАП поправки позволяют назначать юрлицам штрафы до 1 млн рублей. За рассылку спама и раньше наказывали, но верхняя планка была ниже вдвое. Сейчас, видя масштабы проблемы, государство решило поднять ставки.

Ранее депутаты Госдумы в пресс-релизе назвали поправки наказанием за «назойливые звонки», но формулировка закона применяется к рассылке в любых каналах, в том числе в мессенджерах и по электронной почте. То есть, получить «письмо на миллион» можно за любой спам по каналам «электросвязи».

Как работает запрет спама в России?

Давайте разберемся, что написано в законе:

Что запрещено? Как легализовать рекламу?
1 Распространение рекламы по сетям электросвязи: e-mail, мессенджер, SMS, звонки и т. д. Получить согласие (не исключает запреты из пунктов 2–3)
2 Автоматический дозвон по телефону без участия человека Обеспечить минимальное участие человека для дозвона или запуска рассылки
3 Автоматическая рассылка SMS и других сообщений по абонентскому номеру

Поскольку ФАС обычно сложнее доказать нарушения из пунктов 2–3, в большинстве случаев проблемой становится именно отсутствие правильного согласия на рекламу. Именно на компании лежит обязанность доказать, что согласие клиента было получено.

Хотя конкретные требования к согласию не содержатся в законе, на практике суды говорят, что оно должно:

  1. идентифицировать конкретного человека,
  2. подтверждать его желание получать рекламу от этого рекламораспространителя.

В марте ФАС отчиталась о 4353 нарушениях закона о рекламе, которые выявила служба. Самая большая доля нарушений касается спама, это почти каждый третий случай. Эта статистика говорит не только о масштабах нарушений в стране, но и о том, что борьба со спамом сейчас находится в фокусе внимания антимонопольной службы.

Какие ошибки допускает бизнес?

Во-первых, компании не всегда способны подтвердить личность конкретного человека, который согласился на рекламу.

Например, редко проверяют принадлежность номера телефона клиенту. Хотя симка может быть оформлена на друзей или родственников. А некоторые клиенты и вовсе умышленно оставляют чужой номер, опасаясь спама. Выходом может быть верификация телефона или адреса почты с помощью уникального кода или ссылки. Разумеется, это нужно сделать до запуска рекламной рассылки. В идеале — в момент регистрации или заключения договора с пользователем.

Во-вторых, ошибки допускают те компании, которые маскируют согласие на рекламу. Например, в пользовательском соглашении или другом договоре.

Такую практику считают незаконной и суды, и ФАС, и даже Центробанк. У пользователя должна быть возможность отказаться от рекламной рассылки. Когда текст согласия «зашит» в текст других документов, ни о какой добровольности не может быть и речи.

Бывают пограничные ситуации. Например, по поводу заранее проставленной «галочки» с согласием на рекламу подходы ФАС различаются в зависимости от региона.

Как видим, даже не будучи злостным спамером, нарушить закон о рекламе не так сложно. Стоит вспомнить, что нижняя планка штрафа за нарушение тоже увеличится — до 300 тыс. рублей. И вряд ли на нее получится рассчитывать бизнесу, на который неоднократно жаловались в ФАС, а за каждый случай нарушения будет свой штраф.

Что делать бизнесу?

Избежать новых штрафов поможет автоматизация. Вручную при существующих объемах клиентских данных и продуктах не запутаться невозможно. Но просто внедрить еще одну автоматизированную систему, по нашему опыту, недостаточно: сначала требуется переосмыслить сам процесс работы с согласиями. Он многогранен, и подводные камни есть на каждом этапе: формирование потребности в согласии, написание текста, согласование, распространение и последующий сбор. Если в этой цепочке будут ошибки, штрафов уже почти не избежать.

HFLabs разработал «Центр управления согласиями» чтобы защитить компании от потока штрафов и извлечь бизнес-пользу из этого сложного юридического документа. Прозрачная работа с согласиями еще и повышает лояльность клиентов и демонстрирует вдумчивый, бережный и технологичный подход бизнеса к их данным.

Что делать гражданам?

Самый очевидный путь — жаловаться на спам в ФАС. Это можно сделать онлайн. Иногда пригодится автоматическая запись телефонных звонков — обычно только так можно подтвердить случаи автодозвонов роботами.

Есть и более мягкие способы оградить себя от спама: через жалобу своему оператору связи или банальную отписку (что порой попросту быстрее).

Помните, что некоторые компании идут на хитрость. В случае разбирательства кто-то может проставить «галочку» в бумажных документах за вас (если боитесь этого, напишете слово «НЕТ» рядом с текстом согласия на рекламу). Кто-то использует витиеватые формулировки в чекбоксах: «Я не согласен на получение рекламы». Их законность под большим вопросом, но есть примеры, когда и они устраивали антимонопольный орган.

Как всегда, не распространять лишние данные о себе — самый простой путь оградиться от непрошенных контактов.